Техническое обслуживание: как заботиться о машине, чтобы она не ломалась
За машиной нужно регулярно ухаживать: менять масло и фильтры, ставить новые запчасти взамен износившихся, чистить салон и делать многое другое. Перечень мероприятий, необходимых для поддержания автомобиля в исправном состоянии, называется техническим обслуживанием (ТО). Предписания по ТО составляет производитель транспортного средства с учетом нормативного срока эксплуатации устройств и оснащения. Разбираемся, каким бывает техобслуживание и что в него входит.
Виды техобслуживания
В ходе регламентных работ выполняется замена отслуживших свой срок запчастей, фильтров и жидкостей, проводится диагностика агрегатов и систем. Техническое обслуживание бывает:
- ежедневным;
- первым (обозначается как ТО-1, у некоторых производителей — как ТО-0);
- вторым (ТО-2);
- сезонным.
Вид техобслуживания определяет перечень задач, которые предстоит решить специалисту сервиса или владельцу транспортного средства для поддержания машины в исправном состоянии. Кроме того, состав ТО зависит от пробега, наработанных моточасов и состояния транспортного средства.
Что входит в ежедневное техобслуживание
Прежде чем садиться за руль, необходимо осуществить визуальный осмотр машины и проверить исправность ключевых систем. Ежедневный ритуал ТО включает в себя:
- осмотр места стоянки. При обнаружении масляных пятен или признаков подтекания автомобильных жидкостей необходимо выяснить источник протечки. Нельзя заводить двигатель, если под днищем образовалась лужа масла: из-за сухого трения мотор может внезапно заглохнуть прямо на дороге. Уровень масла в двигателе проверяют с помощью щупа: в норме он находится между максимумом и минимумом, а сама смазочная жидкость имеет желтовато-зеленый цвет;
- проверка состояния шин. Спущенные шины нужно подкачать с помощью автомобильного компрессора. Следует держать это устройство в багажнике, чтобы контролировать давление в покрышках;
- контроль работы осветительных приборов. Необходимо во время стоянки включить передние и задние ходовые огни, проверить работу указателей поворота и габаритных огней. Согласно ПДД, ехать с неисправной фарой можно только до места ремонта;
- проверка уровня жидкости в бачке омывателя. Если трубка, расположенная под крышкой бачка, показывает низкий уровень, долейте жидкость;
- контроль состояния подвески. Нужно толкнуть авто в районе капота или багажника: если автомобиль совершает 2-4 колебания — подвеска в порядке;
- проверка уровня бензина. Если топлива недостаточно, следует первым делом запланировать посещение автозаправки.
В зимнее время необходимо тщательно проверять состояние дворников. Наличие обледенения на щетке стеклоочистителя может стать помехой при езде в пасмурную погоду с осадками.
Периодическое техобслуживание
Регламент периодического ТО и сервисные интервалы производитель транспортного средства указывает в сервисной книжке, а также в руководстве по эксплуатации. Проводимые в рамках ТО работы следует фиксировать в сервисной книжке и сохранять заказ-наряды с чеками. Для будущего покупателя заполненная сервисная книжка — это подтверждение честности продавца, для самого владельца — удобство: аккуратное ведение документации позволяет в любой момент проверить, что и когда в автомобиле меняли и ремонтировали. И даже если хозяин машины сам занимается обслуживанием авто или обращается в СТО, где нет белой бухгалтерии, рекомендуем вести сервисную книжку для собственного спокойствия.
Обычно впервые на ТО машину везут при пробеге в 8-10 000 км. В ходе первого планового посещения сервиса помимо визуального контроля основных систем по регламенту проводятся следующие мероприятия:
- мытье кузова и чистка салона;
- диагностические мероприятия: контроль работы тормозной системы, проверка величины хода стояночного тормоза, оценка толщины тормозных колодок, регулировка зазора тормозных колодок;
- регулировочные мероприятия: контроль натяжения стояночного тормоза, хода педалей, поворота рулевого колеса;
- контроль и подтяжка крепежа;
- замена технических жидкостей и расходников: масла в двигателе (вместе с масляным фильтром), воздушных фильтров, жидкости в бачке омывателя;
- контроль состояния электрики (провода, лампы, предохранители, изоляция), замена неисправных элементов.
На втором техобслуживании (ТО-2) количество работ увеличивается. К замене масла в двигателе прибавляются обновление жидкости в коробке передач, тормозной жидкости и масла в гидросистеме. Требуется больше внимания уделить диагностике, подтяжке крепежа, проверке работы узлов и агрегатов.
Сезонное техническое обслуживание
Погодные условия влияют на сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием, определяют нагрузку на узлы и агрегаты, влияют на микроклимат в салоне. К зиме машину готовят следующим образом:
- выполняют замену шин и колесных дисков, проверяют состояние зимней резины. Езда на летней резине зимой запрещена;
- заливают незамерзающую жидкость в бачок омывателя — если этого не сделать, вода в бачке замерзнет;
- заряжают аккумуляторную батарею;
- полируют кузов.
Помимо перечисленных работ выполняют полноценное ТО, если с прошлой диагностики в автосервисе машина проехала больше 10 000 км.
Перед наступлением летнего сезона порядок работ таков:
- замена покрышек и колесных дисков;
- замена антифриза, промывка бачка омывателя;
- проверка работы кондиционера, заправка фреоном (если необходимо);
- установка затемняющих шторок.
Забота об исправности автомобиля значительно сокращает затраты на ремонт и продлевает ему жизнь. Азы ухода за личным транспортом будущие водители получают еще на теоретических курсах в автошколе. К примеру, учебный центр «Аркада» уделяет данному аспекту как минимум 10 часов. Чтобы записаться к нам на обучение, зайдите в раздел с расписанием и оставьте заявку онлайн, выбрав подходящую для себя дату начала занятий. Наш представитель в течение 30 минут перезвонит вам, чтобы проконсультировать на предмет доступных форматов обучения и рассказать о действующих акциях для студентов, школьников, а также тех, кто планирует прийти заниматься с другом.