Новые изменения в КоАП ликвидируют абсурдные штрафы за нарушение ПДД

штраф от гибдд по почтеНесовершенство системы по распознаванию нарушений ПДД ежегодно приводит к возникновению массы спорных, а зачастую и абсурдных ситуаций со штрафованием автовладельцев.

Для сокращения числа ошибочно выписываемых штрафов члены общественного движения во взаимодействии с чиновничьим аппаратом предлагают разработать и внедрить единую методику фиксации нарушений. По задумке инициаторов методика будет определять свод обязательных фото- и видеоматериалов, а также их качественные и количественные показатели для принятия решения о совершенном нарушении. Проект уже подготовлен членами Общероссийского народного фронта и находится на стадии активного обсуждения при участии представителей МВД, Минюста и Минтранса.

К слову, сегодня более 80% всех штрафов идут с дорожных приборов автоматической фиксации нарушений. Годовой объем уплаченных штрафов исчисляется десятками миллиардов рублей. Этими цифрами и обусловлена активность общественников.

Новый подход к автоматическому контролю

Официальной статистики неверно выписанных штрафов в России нет. Но, учитывая, что только в 2019 году «письма счастья» получили почти 98 миллионов автомобилистов, а общая сумма штрафов составила более 106 миллиардов руб., можно предполагать сотни тысяч выплаченных незаконно.

В качестве примера актуальности проблемы член общественной организации ОНФ Григорий Шухман приводит резонансный случай: комплекс фиксации нарушений «Автоураган-ВС», установленный на одной из трасс, был настроен неверно. В 2017 году он несколько месяцев завышал скорость проезжающих транспортных средств. За этот период было выписано порядка 10 000 штрафов! Нарушение в итоге устранили, но только после вмешательства прокуратуры. А сам факт стал ярким примером незаконного штрафования. На той же трассе неверно настроенная камера определила, что движение пассажирского микроавтобуса осуществлялось со скоростью более 230 км/ч. В процессе разбирательства штраф маршрутки-ракеты  был отменен.

Применительно к системе распознавания сам факт фиксации камерой автомобиля уже считается административным правонарушением. Никакие доказательства, обстоятельства и параллельно происходящие события, в том числе и возможные ошибки оборудования, в расчет не берутся. Должностными лицами ГИБДД, судов и пр. инстанций отбирается одна четкая фотография транспортного средства с хорошо различимым номерным знаком и приобщается к делу.

Рабочая группа ОНФ предлагает в корне переломить ситуацию и внести изменения в некоторые статьи процессуального Кодекса и КоАП (Кодекса РФ об административных правонарушениях). Готовые модели законодательных актов разработаны Минюстом и проходят этап общественного обсуждения.

Если обобщить все предлагаемые изменения, то они сводятся к следующему:

Если один или несколько элементов записи отсутствуют, или они недостаточно разборчивы, автомобилист не будет оштрафован. Подобная методика разрабатывается относительно различных способов контроля соблюдения ПДД.

Помимо методики контроля предлагается разработать и утвердить единые технические регламенты к системам видеоконтроля. Конечно, сотрудники ГИБДД, формирующие уведомления о нарушениях («письма счастья»), физически не смогут вручную перепроверить весь объем поступающей информации. Но само наличие методики позволит распознать фальсификацию материалов и подкрепит права автолюбителей в обжаловании спорных ситуаций.

Руководитель Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в своем интервью «Известиям» уточнил, что методика оценки нарушений ПДД нужна, но разрабатывать ради нее самостоятельный документ и вводить его в действие смысла нет. Будет вполне достаточно внести подготовленные Минюстом данные в технические регламенты либо в ГОСТы. Также Канаев напомнил, что работы по внедрению системы обжалования штрафов на едином портале Госуслуг уже находятся на завершающей стадии.

Видеоролик с нарушением

Предлагаемые нововведения поддержал замминистра юстиции Денис Новак. Он подчеркнул, что камеры видеофиксации призваны снизить количество автонарушений. На деле же выявляют случаи установки камер исключительно с целью поднять количество штрафов. Так рейд, проведенный общественниками, выявил ряд нарушений, в том числе установку камер в местах наибольшего трафика, а не наиболее сложной дорожной обстановки, а также размещение камер методом скрытого наблюдения (в кустах, за заборами и пр.).

На заседании рабочей группы, посвященном изменениям в КоАП, заместитель главы ГИБДД Владимир Кузин признал, что проблемы с камерами действительно существуют. Но в то же время любой из участников дорожного движения может обжаловать вынесенное постановление в течение 10 дней. Именно столько хранится 10-секундный видеофайл с подтверждением нарушения ПДД. Также Кузьмин сообщил, что сотрудниками МВД был разработан и направлен в регионы перечень мероприятий, при которых камеры видеофиксации должны быть отключены: дорожные работы, погодные условия, ДТП и прочее.

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Афонский на совещании добавил, что методические рекомендации по расстановке и методике работы камер существуют. Более того, в 2019 году они выпущены Минтрансом и доведены до исполнителей. Но документ будет неэффективен до тех пор, пока не определится степень ответственности каждого должностного лица за неправильную установку или настройку камеры.

Индивидуальная ответственность

сложные погодные условияЕще одним нововведением, предлагаемым членами ОНФ, является так называемый индивидуальный коэффициент риска (ИКР). ИКР будет фигурировать при определении степени наказания автовладельца за совершенное нарушение. Расчет коэффициента будет производиться по формуле, включающей в себя до 19 различных показателей. В их числе:

Предполагается, что по формуле ИКР автомобилист на арендованной машине, превысивший скоростной режим на 30 км/ч в снегопад, будет наказан намного серьезнее, чем опытный водитель, совершивший аналогичное нарушение в хорошую погоду и на дороге с твердым асфальтовым покрытием.

Данные изменения, включая блок о камерах видеофиксации, планируется вынести на обсуждение правительства РФ уже в ближайшее время.

Немаловажным фактором снижения объема штрафов является индивидуальная подготовка водителей. Инструкторы автошколы «Аркада» обладают знаниями и опытом, чтобы обучить студентов всем теоретическим и практическим нюансам вождения, которые уберегут будущего водителя от аварий и нарушений ПДД. 56-часовая практика вождения позволяет рационально распределить учебное время и полноценно освоить навыки безаварийного вождения.

Для записи на обучение позвоните нам. Сотрудники автошколы ответят на все интересующие вопросы и поделятся информацией о действующих скидках и акциях.