Когда в России введут правила движения для электросамокатов/гироскутеров?
На российских дорогах постоянно появляются новые виды персональных средств передвижения. Их уже сейчас немало — это электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи. Наверняка в самое ближайшее время будут изобретены и другие подобные транспортные средства, что здорово, поскольку они экологичны, но есть один нюанс, и он немаловажен: перечисленные ТС никак не фигурируют в действующей редакции правил дорожного движения. То есть неизвестно, по каким ПДД им ездить и какие санкции к ним применять в случае несоблюдения.
Рассмотрим подробнее, как проблема решается в других странах и каковы планы ее урегулирования в России.
Актуальная международная практика
К середине 2021 года создать эффективную систему регламентирования эксплуатации персональных средств перемещения не удалось никому.
- Больше всего электросамокатов, моноколес и других подобных устройств в Китае. Количество их водителей сопоставимо или даже превышает численность пешеходов, что на первых порах вызвало серьезные проблемы с передвижением последних. Напряженность несколько снизила одновременная реализация двух мер: запрет на передвижение по автодорогам/тротуарам и устройство отдельных дорожек.
- В Германии пошли по другому пути. Первым делом ввели обязательное оформление страховки для водителей персональных средств перемещения. Затем ужесточили требования для передвижения по автодорогам: чтобы скорость в пределах 6-20 км/ч, а также имелся руль определенной высоты и фонари. Внутри населенных пунктов перемещаться разрешено только по велодорожкам.
- Во Франции законодательно введена новая категория транспортных средств —«моторизированное личное ТС». Передвижение на нем разрешено лицам от 12 лет, причем исключительно по автодорогам с ограничением скорости в пределах 20 км/ч.
Схожие меры предпринимаются в других странах. Но, как было отмечено выше, их эффективность в плане обеспечения безопасности — как для самих водителей гироскутеров/электросамокатов, так и для остальных участников движения — оставляет желать лучшего.
Планы отечественных контролирующих ведомств и общественных деятелей
В России на сегодняшний день активно обсуждаются две концепции урегулирования проблемы. Первый проект поправок в ПДД разработан совместно Минтрансом и ГИБДД. Он предусматривает несколько важных изменений, включая:
- введение понятия «Средство индивидуальной мобильности» (сокращенно – СИМ);
- увязка мест разрешенного использования с учетом возраста водителя;
- ограничение скорости при движении в потоке пешеходов (на уровне 20 км/ч) и по проезжей части (в районе 60 км/ч);
- повышенные требования к СИМ для выезда на автодорогу — укомплектованность тормозами, световозвращателем, электродвигателем и фарой.
При внимательном рассмотрении специалистами разного профиля проект поправок в ПДД признан недоработанным и отправлен для дальнейших корректировок.
Второй вариант решения был предложен экспертами Общественной палаты. Он заметно проще и предусматривает приравнивание персональных средств передвижения к мопедам. Но такое предложение имеет два ощутимых недостатка: запрет на перемещение по тротуарам и возможность управления с 16 лет.
Независимо от выбранного способа внесения персональных средств перемещения в правила дорожного движения, водителям электросамокатов, моноколес, гироскутеров и сегвеев понадобится знание теории ПДД. В этом случае крайне важно обратиться в серьезную автошколу. Клиентам из Калининграда и области доступны услуги «Аркады», сотрудничество с которой гарантирует качество подготовки при разумных ценах и гибкой схеме обучения. Кстати, у нас возможно «теоретическое» обучение вождению в режиме онлайн. Чтобы узнать больше, свяжитесь с нами по телефону.